Studioericart
Культура Византии
Античное наследие и христианство. В раннее Средневековье Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Тогда как на Западе многие достижения античности были уничтожены, Византия оставалась главной хранительницей культурного наследия и античного мира, и прилегающих к ней стран Востока. Но и ее культура сильно изменилась под воздействием христианства. Античная мудрость теперь осуждалась как языческая и приходила в упадок, ее место занимало богословие.

Византийская наука раннего Средневековья не знала себе равных в Европе. Сохранялись и развивались античные знания в математике, медицине, географии. Выдающимися были достижения византийских историков. Они объединили в своих трудах библейскую и античную историю. И та и другая рассматривались лишь как преддверие последнего, самого важного периода истории, начало которому положила земная жизнь Иисуса Христа. Отныне смыслом истории становится распространение христианства во всем мире.

Рождение христианского храма. Христианская церковь, в отличие от античного храма, считалась не жилищем Бога, а местом, где верующие собирались для молитвы и совершения обрядов. Поэтому главной задачей зодчих стало создание соответствующего духу христианства внутреннего пространства (интерьера), внешний же вид здания считался менее важным. Интерьеру церкви следовало быть вместительным и удобным для богослужения, иметь отдельные места для священнослужителей и для прихожан.
В IV веке, когда христианство было разрешено и начало испытывать потребность в храмах, таких зданий еще не было, их только предстояло создать.

Сначала стали использовать уже имеющиеся здания — базилики, прежде служившие залами суда или торговли. Базилика — это прямоугольное здание, разделенное рядами колонн на три или пять проходов. Эти проходы называют нефами (от латинского «навис» — корабль). Считалось, что только корабль церкви может провести верующих через опасное море жизни к небесному пристанищу. Воплощением такого корабля и был неф. Средний неф обычно был шире и выше боковых. Чаще всего он перекрывался двускатной крышей, поддерживаемой деревянными стропилами.

В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступом — апсидой, находился алтарь — наиболее почитаемая часть храма. На востоке, по христианским представлениям, находился рай, и именно в эту сторону следовало обращать лицо во время молитвы. Доступ в алтарь имели только священники. Верующий, входя в базилику с запада, как бы вступал на путь спасения, который вел к алтарю. Позже в восточной части базилики продольные нефы стали пересекаться поперечным — трансептом. Такая базилика имела в плане форму креста — главного символа христианства.

Для полного совершенства базилике не хватало купола, напоминающего небо. Тогда зодчие попытались соединить базилику с куполом. Гениальным решением этой сложной архитектурной задачи стал константинопольский храм Святой Софии — Премудрости Божьей.

Собор Святой Софии. Юстиниан задумал создать главный храм империи, который воплощал бы идею могущества его государства и торжества христианской веры.
Храм был сооружен всего за пять лет (532—537). Внешне он отличался простотой и не казался слишком большим. Но интерьер производил совсем иное впечатление. Перед взором вошедшего неожиданно открывалось грандиозное подкупольное пространство. Храм казался верующим чем-то непостижимым, нерукотворным. Особенно сильное впечатление производил вознесенный высоко вверх огромный купол диаметром 31,5 м.

Как же удалось зодчим представить камень легким, почти невесомым? Архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета распределили тяжесть купола собора на 4 мощных столба посредством арок, перекрывающих промежутки между этими столбами, а также парусов — треугольных поверхностей между арками и нижними краями купола. Изобретение таких парусов было большим архитектурным достижением того времени. Зодчие искусно замаскировали массивные столбы, сделав их почти незаметными зрителю.

Появилось обманчивое ощущение, что купол легко возносится, поддерживаемый только арками и парусами. Многочисленные окна прорезаны в основании купола с таким расчетом, что простенки между окнами почти не видны и купол кажется парящим над зданием. Здесь ярко проявилось характерное для Византии стремление скрыть конструкцию здания и создать иллюзию нерукотворного чуда.

В конце X века послы русского князя Владимира побывали в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: «...не знали — на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой...» Не случайно именно Софии — Премудрости Божьей были посвящены величественные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.

Собор Святой Софии остался высшим достижением византийской архитектуры. Возведение столь грандиозного сооружения технически было настолько сложным, что повторить его никто и никогда не пытался. В дальнейшем в византийской архитектуре восторжествовал другой тип храма - крестово-купольный. Купол, поставленный на цилиндрический или многогранный барабан, перекрывал центральную часть здания и опирался на 4 столба, соединенные арками. Своды, примыкавшие к куполу с четырех сторон, в плане образовывали подобие креста, что и дало название этому типу церквей. Такие церкви оказались удобными для богослужения, достаточно вместительными и прочными. Их в большом количестве строили и в самой Византии, и всюду, куда проникало ее влияние, в том числе и на Руси.

Образ мира. Византийский храм восхищал современников не только совершенством своей архитектуры. Мраморные орнаменты пола, роскошные одеяния священников, гармоничное пение, тщательно продуманные церемонии религиозных обрядов — все это глубоко воздействовало на верующих. Интерьер храма был богато украшен произведениями искусства.

Храм являл собой образ мира. Поскольку христианство видело в устройстве мира определенный порядок, то это обязательно проявлялось в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения внутри храма. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.

Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу, олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взор обычно опускался на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. Дальше глаз переходил к эпизодам земной жизни Богоматери и Христа. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки, предсказавшие его пришествие; апостолы, его ученики; мученики, пострадавшие за веру в него; цари, его земные наместники; епископы, возглавлявшие его церковь. Существовали свои правила изображения святых и мучеников. Широко раскрытые глаза, высокий лоб, тонкие губы, удлиненные пропорции лица и фигуры — все говорило о высоких помыслах, бесплотности, святости. Все фигуры изображались лицом к зрителю: куда бы ни обращал верующий свой взор, всюду он встречал обращенные к нему лики святых.

Размеры изображенных фигур зависели от их важности в христианской иерархии. Фигуру Христа или Богоматери изображали более крупно, чем остальные, а лишенные души башни или деревья — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

Мозаика, фреска, икона. От Древнего Рима Византия унаследовала сложную и трудоемкую технику мозаики. Мозаика складывалась из многих тысяч мелких разноцветных кубиков смальты (сплава стекла с минеральными красками).

Позже наряду с мозаиками использовались фрески — живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде. Достоинствами фрески являются быстрота исполнения и выразительность цвета.

В храмах помещались также иконы — изображения Бога, Богоматери, библейских сцен и святых, выполненные на гладких деревянных досках. Со временем некоторые иконы стали устанавливать на алтарную преграду, отделявшую алтарь от остального пространства храма. Позже из этого обычая появился характерный для русских церквей иконостас.

В VIII—IX веках, когда вокруг понимания христианства еще не утихли споры, острая борьба вспыхнула и вокруг икон. Одни — иконоборцы — считали, что, поклоняясь иконам, человек поклоняется идолу, а не Богу, поскольку Бог есть дух, а дух изобразить невозможно. Их противники — иконопочитатели — полагали, что, почитая икону, человек приближается к Богу. Более чем столетняя борьба иконоборцев с иконопочитателями завершилась победой последних. Эти раздоры, охватившие все общество, сильно ослабили Византию. В ходе борьбы иконоборцы уничтожили множество икон.

Расцвет византийской иконописи относится к XII—XIV векам. Икона Владимирской Богоматери, один из знаменитейших шедевров той эпохи, тогда же была привезена из Византии на Русь. А позже, в XIV веке, на Руси творил величайший греческий художник Феофан Грек, принадлежавший уже не только византийскому, но и древнерусскому искусству.

Византийская культура оказала огромное влияние на всю средневековую Европу и многие страны Азии. Византийские мастера работали в разных странах, у них учились местные архитекторы и художники. Особенно велико было значение Византии для развития культуры славянских стран, Армении и Грузии.
Контакты: