Studioericart
Эгейское искусство
В искусстве Эгейского мира (III — конец II тыс. до н. э.) особое внимание обращают на себя росписи дворцов и керамика, открытые при раскопках на острове Крит (Кносс), в Микенах (материковая Греция) и других центрах Средиземноморья. Для них характерна ярко выраженная декоративность, но также заметно стремление к живописным эффектам.

В орнаментике широко применялись геометрические мотивы меандра, зигзага, спирали, как предполагают, египетского происхождения, специфическая тематика моря (осьминоги, дельфины, рыбы), растительные мотивы (лилия и тюльпан пользовались особой популярностью). Животные и растения изображались необычайно реалистично и выразительно для древнего искусства.

В Древней Греции (XI—I вв. до н. э.) орнаментика достигла такого совершенства, что оказала сильное влияние на все последующее развитие этого вида декоративного искусства. Тонкость художественной обработки, простоте и ясность ритмической организации, пропорциональность форм, сочетание декоративного украшения с конструкцией предмета – все эти качества присущи произведениям мастеров Древней Греции.

Основными памятниками, содержащими декоративные изображения и орнамент, шедшими до нашего времени, являются остатки архитектурных сооружений и расписная керамика — вазопись.

В греческой орнаментике мы встречаем большое число мотивов, часть из которых заимствована у более древних культур. К ним относятся геометрические мотивы меандра, спирали, зигзага и волны, а также формы растительного происхождения: стилизованные цветы лотоса и лилии, многообразные виды розеток и пальметок. Однако в греческой интерпретации эти формы, как и их ритмическая организация, стали более тонкими и выразительными.

Из местной растительности широко изображались в стилизованном виде листья плюща и лавра, водяной лилии и аканта. Многие из этих мотивов навсегда вошли в европейское декоративное искусство. При построении фоновых и бордюрных узоров греческие мастера соединяли орнаментальные фигуры с помощью новых, разработанных ими приемов: волнистой линией с ответвлениями и стилизованными усиками вьющегося растения (например, винограда).

Греческие орнаментальные построения часто включали в себя и изображения домашних животных и птиц, а также мифологические мотивы — кентавра, сфинкса, сирены, крылатой лошади и т. д.

Римское искусство (конец VI в. до н. э.— 476 г. н. э.), испытавшее влияние греческого, довело декоративное начало во всех видах искусства до необычайной силы.

О высокой степени развитости и богатстве форм и приемов декоративного искусства римлян свидетельствуют помпейские настенные росписи (II в. до н. э.—I в. н. э.).

В римскую эпоху значительно расширяется круг орнаментальных мотивов. Постоянно использовались греческие формы, особенно листья аканта, лавра, винограда, плюща, но римляне создали и много своих мотивов: это стилизованные листья дуба, пальмы, масличных деревьев, шишки кедра; встречаются также мотивы колоса, мака, вьюна и другие.
Контакты: